МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Методическая служба учреждения формируется с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников. На протяжении всего времени, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служило основной целью работы методической службы. Сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно-методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.
Миссия методической работы образовательного учреждения:
«Успех для каждого»
Основные идеи, лежащие в основе управления методической работой:
• использование технологии педагогического проектирования;
• реализация новых подходов к повышению квалификации педагогических кадров: усиление субъектной позиции педагога в повышении квалификации: разработка и реализация педагогами индивидуальных образовательных маршрутов на основе самодиагностики и самоанализа;
• личностно-ориентированный подход (весь методический процесс строится от личности педагогов, их опыта, знаний, профессиональных интересов и умений).
Ориентиры деятельности:
• реализация системного подхода;
• выявление готовности учителя работать в инновационном режиме;
• диагностические, аналитические мероприятия;
• организация работы учителей по освоению и внедрению новых образовательных технологий, создание технологичной нформационно-образовательной среды (информационно-технологический сервис);
• обобщение и распространение опыта.
Приоритетные направления методической работы:
Организационное обеспечение:
• совершенствование опыта работы педагогов по использованию информационных технологий и внедрения их в образовательный процесс;
• повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение методических и предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;
• совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
Технологическое обеспечение:
• активное внедрение в практику продуктивных современных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на развитие личности ребенка.
Информационное обеспечение:
• продолжить подбор методических и практических материалов методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет-ресурсов, электронных баз данных и т.д.;
• разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям.
Создание условий для развития личности ребенка:
• разработка концепции воспитательного пространства
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы:
• психолого-педагогическое сопровождение обучения;
• изучение особенностей индивидуального развития детей;
• формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
• создание условий для обеспечения профессионального самоопределения детей.
Создание условий для укрепления здоровья обучающихся:
• отслеживание динамики здоровья обучающихся;
• разработка методических рекомендаций педагогам по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок обучающихся.
Диагностика и контроль результативности образовательного процесса:
• контроль качества знаний обучающихся;
• совершенствование механизмов экспертиз успеваемости и качества знаний обучающихся;
• совершенствование у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков, способов деятельности;
• диагностика деятельности педагогов по развитию у детей интереса к обучению, результативности использования индивидуально-групповых занятий и элективных курсов.
Формы методической работы:
1. Тематические педсоветы.
2. Методический совет.
3. Предметные и творческие объединения учителей.
4. Работа учителей по темам самообразования.
5. Открытые уроки.
6. Творческие отчеты.
7. Предметные недели.
8. Семинары.
9. Консультации по организации и проведению современного урока.
10. Организация работы с одаренными детьми.
11. «Портфолио» учителя и ученика
12. Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.
Технология направления деятельности методической службы:
• планирование и организация деятельности методических объединений педагогов;
• организация обучающих мероприятий;
• обеспечение выполнения учебных программ;
• обобщение передового педагогического опыта
Информационно-методическое обеспечение:
• подбор методического материала для проведения педагогических и методических советов, семинаров, конференций (по плану работы школы);
• создание банка данных программно-методической, нормативно-правовой, научно-теоретической информации;
• удовлетворение запросов, потребностей учителей в информации профессионально-личностной ориентации;
• систематизация материалов;
• оформление материала по обобщению опыта творчески работающих педагогов;
• пополнение банка данных о ППО работников школы;
• оказание методической помощи молодым педагогам.
Инновационная деятельность:
• работа в рамках Региональной инновационной площадки ;
• апробация персонализированной модели обучения на школьной цифровой платформе;
• определение перспектив и задач инновационного развития ОУ.
Методическая тема:
Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий как необходимое условие реализации ФГОС НОО, ООО, СОО путём внедрения цифровых образовательных технологий.
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС.
Задачи:
1.Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя:
• реализация образовательной программы начального и основного общего образования;
• повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий в условиях реализации ФГОС, качества обучения учащихся;
• оптимизация урока за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) в образовательном процессе;
• освоение новых подходов к оценке образовательных достижений учащихся;
• совершенствование технологий и методик работы с творческими и одаренными детьми, системная подготовка к предметным олимпиадам;
• активизация работы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
• совершенствование подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса.
2. Изучение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей:
• повышение уровня профессиональной подготовки учителей;
• совершенствование информационной компетентности педагогов.
3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и системы повышения квалификации педагогического коллектива:
• приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями ФГОС;
• информационное сопровождение учителя в условиях реализации ФГОС.
Обновление содержания образования через:
• реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в штатном режиме:
дальнейшую реализацию системно-деятельностного подхода в обучении; личностно-ориентированного образования; индивидуализация работы с учителями, учениками и родителями c целью реализации внешнего и внутреннего социального заказа, совершенствования системы открытого образования;
• вариативность образовательных линий УМК, профилей образования и элективных курсов;
• создание насыщенной информационно-образовательной среды, использование информационных технологий как средства повышения качества образования;
• расширение сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей для организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС;
• совершенствование внутришкольной модели системы оценки качества образования.
Дальнейшее развитие кадрового потенциала через:
• активизацию работы по развитию творческого и инновационного потенциала учительского корпуса за счет дальнейшей реализации мер стимулирования;
• создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары, вебинары и курсовую подготовку;
• продолжение работы по обобщению и транслированию передового педагогического опыта творчески работающих учителей через организацию и проведение методических недель, педагогических советов, открытых уроков, мастер-классов;
• обеспечение методического сопровождения образовательного процесса
-создание единого информационного пространства на основе информационной политики.
Совершенствование системы поддержки одаренных детей через:
• выявление и развитие детской одарённости и поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
• реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся;
• расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах интеллектуально-творческой деятельности;
• формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов через активизацию работы по организации проектно-исследовательской деятельности.
Методическая работа – особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на практике, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе. Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса.