«Создание регионального EdTech-центра как инновационного направления в развитии системы современного образования»
Назначение инновационной программы
Программа приоритетного направления развития инновационной деятельности в сфере образования Белгородской области, разработана для формирования цифровой образовательной среды Белгородской области, способствующей повышению уровня профессиональной компетенции по применению современных информационных технологий и методик обучения, а также цифровых образовательных ресурсов
Сроки и этапы реализации инновационной программы
2022-2024 годы:
I этап (2022 год) – организационный
II этап (2023 год) – практический
III этап (2024 год) – обобщающе-аналитический
Научные руководители
1. Кондаков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Лаборатории теории и методики обучения по программам Международного Бакалавриата МГПУ, генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование»
2. Тяпугина Инна Валентиновна, заместитель главы администрации г. Белгорода по социальной политике и образованию, почётный работник общего образования Российской Федерации
Цель
Создание регионального ЕdTech-центра с вовлечением не менее 500 учителей общеобразовательных организаций Белгородской области к концу 2024 года и повышения уровня профессиональной компетенции по применению современных информационных технологий и методик обучения, а также цифровых образовательных ресурсов.
Задачи
1. Изучить и систематизировать научно-методические, информационные и нормативно-правовые источники по проблеме создания единой цифровой образовательной среды и воздействия EdTech-сферы на качество современного образования и повышения уровня профессиональных компетенций учителей;
2. Организовать диагностику и провести дисперсионный многофакторный анализ на выявление уровня сформированности профессиональных компетенций учителей, являющихся субъектами инновационного процесса;
3. Разработать порядок и условия создания регионального EdTech-центра на базе ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» как одного из приоритетных инновационных направлений в сфере образования Белгородской области, способствующего обеспечить достижение целевых показателей инновационной программы;
4. Систематизировать контент регионального EdTech-центра, состоящий из цифровых образовательных инновационных технологий, методик и ресурсов;
5. Разработать систему научно-методического сопровождения профессионального педагогического сообщества с целью осуществления непрерывной качественной диссеминационной деятельности в Белгородской области;
6. Организовать сетевое взаимодействие и сотрудничество с поддержкой всех субъектов инновационного процесса.
Прогнозируемые основные результаты
1. Вовлечены в реализацию инновационной программы не менее 500 учителей общеобразовательных организаций Белгородской области к концу 2024 года;
2. Зафиксировано повышение уровня профессиональной компетенции по применению современных информационных технологий и методик обучения, а также цифровых образовательных ресурсов (не менее, чем на 20% из числа участвующих в реализации инновационной программы).
Продукты деятельности
Основной продукт:
Региональный EdTech-центр как комплекс современных цифровых инновационных образовательных технологий, методик и ресурсов на базе ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха».
Сопутствующие продукты:
• Пакет диагностических материалов для проведения дисперсионного многофакторного анализа по выявлению уровня профессиональных компетенций учителей;
• Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» в ходе реализации инновационной программы;
• Серия видеороликов о современных информационных методиках, технологиях и ресурсах ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха»;
• Электронный сборник материалов участников регионального конкурса «Современный конспект занятия с использованием возможностей цифровой образовательной среды в рамках реализации ФГОС»;
• Образовательные программы профессионального образования для учителей в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда»;
• Методические рекомендации по работе с использованием цифровой образовательной среды;
• Сборник по итогам проведения научно-практической конференции «Возможности «Мобильного Электронного Образования» в рамках современного и развивающегося EdTech-направления как фактора повышения качества образования в России».
Базовые теоретические и методические положения
EdTech (от англ. education technology – образовательные технологии) – одна из самых быстроразвивающихся областей. Она находится на стыке образования и IT. Технологии меняют процесс обучения постоянно, сейчас эти изменения можно назвать революционными, что отображено в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Одним из целевых показателей реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является увеличение доли педагогов, использующих сервисы цифровой образовательной среды, в том числе и федерального уровня (до 40%). К реализации данного проекта подключены многие выдающиеся федеральные научные центры, образовательные организации высшего профессионального образования.
На теоретическом уровне понятия «цифровая образовательная среда», «EdTech», «современные образовательные технологии», «цифровые технологии, методы и ресурсы» рассматриваются в работах таких исследователей, как: Бабошкин А.О., Белова Т.А., Быстрова Н.В., Гусев И.В., Дьякова Е.А., Ермолаева Е.Л., Кондаков А.М., Ремизова Е.А., Сагитова В.В., Сечкарева Г.Г., Фадеева Ю.А., Шиганова М.В. др.
Цифровая образовательная среда – это набор IT-инструментов, использование которых должно носить системный характер и удовлетворять требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, а также способствовать достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В более конкретном смысле цифровая образовательная среда включает в себя:
• образовательный контент;
• современные образовательные технологии, методы и ресурсы;
• электронное (дистанционное) обучение;
• цифровое оборудование;
• систему безопасности;
• систему организационно-управленческих процессов.
Бабошкин А.О. отмечает, то рынок электронного обучения или EdTech, сегодня является неотъемлемым условием развития любой национальной экономики. По утверждению Билла Гейтса, инвестиции в электронную инфраструктуру и сферу образования являются ключом к обеспечению будущей конкурентоспособности экономики страны.
Но в связи с тем, что сфера цифрового образования, электронного обучения или цифровая образовательная среда с огромной скоростью «насыщается» образовательным контентом, все сложнее выбрать из такой базы данных нужную, эффективную и полезную информацию.
В большом объеме информации (BigData) необходима систематизации и фокусировка только на ту ее часть, которая действительно подходит группе субъектов образовательного процесса, учитывая многие показатели: культурные традиции, возможности страны (региона, муниципалитета), национальные ценности и направления развития, региональные пути развития и пр.
В мире, где стремительно исчезают целые профессии, в мире глобальной конкуренции, в мире, где ключевой ресурс компаний – человеческий ум, а офис начинается там, где открывается ноутбук, люди видят все больше смысла в собственном непрерывном образовании. Обучение становится ключевой инвестицией в себя и базовой потребностью современного человека, а само образование – обязательным условием развития национальной экономики.
Научность и новизна
Edtech сегодня – неотъемлемая часть как мировой, так и любой национальной системы образования. Несмотря на положительные прогнозы и взрывной рост, инвесторы считают рынок цифрового образования зрелым и конкурентным.
Вот почему именно федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (кроме бизнес-сферы) является одним из ключевых приоритетных направлений в развитии экономики Российской Федерации.
На сегодняшний день Департамент цифрового развития и Департамент образования работают в неотрывной связи: проводится масштабная работа по поиску региональных инновационных проектов для инфраструктурной поддержки в сферах профессиональной, научной и технической деятельности, предусмотренных Стратегией пространственного развития Российской Федерации; проводятся мероприятия в сфере IT и EdTech.
Большой вклад в развитие регионального цифрового образования было внесено за последние 5 лет образовательным комплексом – ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха», который планируется систематизировать, расширить, оцифровать, апробировать, аккумулировать и распространить в профессиональной педагогической среде Белгородской области.
ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» уже имеет свои инновационные разработки в области цифрового образования; активно использует цифровые ресурсы партнеров, которые доказали свою эффективность и повысили качество образования обучающихся.
ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» является инновационной площадкой для многих перспективных направлений, апробирует новые технологии и методики, внедряя их в образовательный процесс образовательного комплекса.
В Белгородской области ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» является первой образовательной организацией, которая планирует создать на своей базе региональный EdTech-центр, представляющий собой комплекс современных цифровых инновационных образовательных технологий, методик и ресурсов на базе ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха».
Региональный EdTech-центр аккумулирует лучшие цифровые инновационные образовательные технологии, методики и ресурсы ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха», а также других образовательных организации Белгородской области, которые войдут в инновационную программу в качестве партнеров.
Все вышеперечисленное позволит повысить качество образования региона и Российской Федерации в целом.